Комплексы.
Мир магии и мантики

Мир магии и мантики

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ФОРУМ ГРАФИЧЕСКОЙ И РИТУАЛЬНОЙ МАГИИ И МАНТИКИ! .


 
ФорумФорум  ЧаВоЧаВо  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
Вход
Имя пользователя:
Пароль:
Автоматический вход: 
:: Забыли пароль?
Последние темы
Социальные кнопки
Декабрь 2016
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
КалендарьКалендарь
Лунный календарь
Радио

Время

Самые активные пользователи
Ева (22473)
 
Индиго (12102)
 
Иссидора (7326)
 
Тифони (3851)
 
Darinna (2587)
 
Марена (2423)
 
Мелана (2396)
 
Охара (1940)
 
Мираслава (1484)
 
Ledi (1202)
 
Самые активные пользователи за месяц
Ева
 
Иссидора
 
Фрейя
 
merlin
 
Мираслава
 
Zabava
 
Ольга Z
 
merlian
 
Tajana
 
марита
 
Статистика
Всего зарегистрированных пользователей: 910
Последний зарегистрированный пользователь: Добрая Фея

Наши пользователи оставили сообщений: 80548 в 32483 сюжете(ах)

Поделиться | 
 

 Комплексы.

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Агнеша
Почетный обитатель форума
Почетный обитатель форума


Сообщения : 372
Очки : 821
Дата регистрации : 2016-07-28
Откуда : Тольятти

СообщениеТема: Комплексы.   Чт Сен 01, 2016 9:16 am

"Полагаю, что именно поэтому в бытовом психологическом словаре понятие "комплексы" закрепилось как негативное. Потому что оптимально работающего комплекса не видно и он никому не мешает, а некорректно работающая программа или некорректная ее реализация – сразу бросается в глаза и доставляет неприятности как человеку, так и окружающему его социуму..."

Из новой книги
"По стопам Фрейда и немного вперед:
о бессознателньном и не только"
 


- Доктор, помогите мне избавиться  от комплексов!
- А какие у вас?
- Зенитно-ракетные.
Анекдот

Понятие "комплексы", причем в оценочном негативном ключе, довольно прочно вошло в так называемый бытовой психологический словарь. "Да это у тебя комплексы", "Не комплексуй", "Избавляйся от комплексов" и т.п. – многим приходилось это слышать в свой адрес с укоризненным подтекстом. Однако если спросить такого оценщика, что он понимает под понятием "комплексы" и почему это, по его мнению, так плохо – ответа скорее всего не будет, или будет нечто из серии "Нуу… эээ… все знают, что это проблема".
И любопытно то, что даже Зигмунд Фрейд, говоря о различных комплексах, ставших классикой психоанализа – Эдипов комплекс, комплекс кастрации и т.п. -  полноценного определения комплекса как такового не дал, и просто характеризовал это явление как «группу представлений, связанных одним аффектом».  Это определение предложил его ученик Карл Густав Юнг, но был Фрейдом раскритикован.
Но вначале рассмотрим одно из современных определений комплекса: из Философского энциклопедического словаря.
"КОМПЛЕКС (от лат. complexus — связь, сочетание) в психологии, в самом общем смысле определ. соединение отдельных психич. процессов в некое целое. В более узком смысле — группа разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом смысле стало одним из основных в различных направлениях глубинной психологии. Согласно психоанализу Фрейда, К. формируются вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в сферу бессознательного (напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем детстве враждебных импульсов по отношению к отцу); К. вызывают отклонения в поведении человека, проявляясь в виде ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной психологии А. Адлера отводится исключит. роль т. н. комплексу неполноценности — ощущению индивидом своих органич. или психич. недостатков. Преодоление этого К. путём компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека, формировании его характера и поведения".
Если же прибегнуть к сравнению человеческой психики с компьютером, и принять, что железо – это головной мозг, операционная среда – бессознательное, готовые программы – цензура, а написанное на клавиатуре самим человеком – сознание, то комплексы в данном случае будут представлять собой некие определенные программки-утилиты, необходимые для пользования современным компьютером. И в процессе работы на данном компьютере могут быть задействованы, а могут и не быть. Иными словами, комплекс чего-то – это систематизированный набор определенных объектов, а с психоаналитической точки зрения – набор определенных поведенческих "подпрограмм" для некоего систематизированного действия, который (а точнее, которые, так как их может быть несколько) обеспечивает человеку процесс взаимодействия с окружающей средой. Поэтому, когда мы говорим "человек без комплексов" – чаще всего имеется в виду человек, которого в его поведении вообще ничто не сдерживает, и он способен, условно говоря, присесть по нужде даже на Красной площади. К сожалению, нередко это определение дается в весьма положительном ключе, хотя в реальности получается, что какие-никакие "служебные подпрограммки" для бесконфликтного взаимодействия с социумом все-таки необходимы. А человек без комплексов вообще – это человек социально дезадаптированный, а то и психически неадекватный.
Различные комплексы поведенческих программ свойственны человеку и многим высшим животным, что называется, с детства, они закладываются в рамках цензуры и уходят в ее неосознаваемую, автоматически осуществляемую часть: более того, далеко не все заложенные в цензуре комплексы оказываются в течение жизни человека обязательными к выполнению. Некоторые из них могут быть никогда не востребованы. Вообще у человека разумного в неосознаваемой части внутренней цензуры наличествует много того, что заложено в процессе воспитания не столько родителями, сколько общей культурой, и заложено именно в качестве определенных шаблонов, в том числе шаблонов поведения: тех самых комплексов.
Иными словами, изначально  поведенческие программки-комплексы вырабатывались только на пользу человеку, точно так же, как и вся цензура целиком. Любой поведенческий комплекс, ограничивающий разгул бессознательного – это "производная" цензуры, и когда он работает адекватно и не тормозит человека больше необходимого – он на благо. Но в таком случае пользователь, а равно и окружающие его люди, этого "комплекса" не замечают и не страдают от его наличия: наоборот, человек выглядит адекватным и приятным в общении. Но другое дело, если  какая-то из "подгружаемых библиотек" в этой подпрограммке оказывается повреждена, применяется некорректно или ее не хватает.  Компьютер в таком случае начинает выдавать различные предупреждения, а головной мозг – к сожалению, нет. Просто в жизни данного человека начинают происходить те или иные несостыковки, создающие проблематику вплоть до невротических реакций.
Полагаю, что именно поэтому в бытовом психологическом словаре понятие "комплексы" закрепилось как негативное.  Потому что оптимально работающего комплекса не видно и он никому не мешает, а некорректно работающая программа или некорректная ее реализация – сразу бросается в глаза и доставляет неприятности как человеку, так и окружающему его социуму.  
Например, если в детстве (примерно до пяти лет) не был сформирован  некий "комплекс, определяющий, что можно и что нельзя делать в обществе", то у ребенка потом возникают затруднения с равновесием между потребностями и запретами, с поиском социально приемлемых способов удовлетворения своих потребностей: в результате опять та же самая невротическая готовность, социальная малоадекватность и прочие проблемы с адаптацией среди окружающих людей. И здесь чреваты последствиями как крайности "всё разрешать", так и вариант "всё запрещать". Поэтому родитель, воспитывающая ребенка в режиме вседозволенности и говорящий "Я не хочу формировать у ребенка комплексы" – как раз эти самые комплексы и формирует: причем те, которые потом будут работать в неадекватном режиме и мешать ребенку адекватно социализироваться.
Если же говорить о комплексах с позиции психоанализа, то профессиональный психоаналитической подход характерен отсутствием бинарной оценочности "хорошо-плохо". Психоанализ на то и анализ, что не оценивает, а беспристрастно изучает бессознательные проявления: оценки этих проявлений – это уже социальное воздействие. Поэтому психоаналитик теоретически не говорит о самих комплексах как о проблеме. Если де-факто комплексы определяются как внутренние ограничения, мешающие человеку чего-то добиться – эти ограничения прежде всего необходимо подвергнуть анализу: в том ли месте стоят эти границы. И если нет, то как их подвинуть и скорректировать?
Как истинные производные цензуры, неадекватно работающие комплексы в большинстве своем не осознаются, поэтому исследование принципов их работы и поиска "сбоящего механизма" необходимо опять же начинать с выведения "сбойной программы" из цензуры в сознание. Кстати, еще следует учитывать, что комплекс – это не просто системное объединение поведенческих программ, оно еще и связано с эмоциями, с реакциями бессознательного. Подчас все это сплетено в такой клубок, который приходится распутывать довольно долго.
Самые распространённые комплексы – комплекс вины и комплекс неполноценности. О чувстве вины и принципах его формирования подробнее говорилось здесь. А понятие "неполноценности" напрямую связано с проблемами оценки и самооценки, и скорее всего бывает плотно связано с цензурными же оценками родителей, воспитателей и других значимых взрослых, а также с зависимостью от такой оценки. И поэтому человек может прожить всю жизнь, считая себя неполноценным (ибо так сказали его значимые оценщики), при этом быть достаточно способным и "полноценным" – но даже не подозревать этого.
Итак, по своей "цензурной природе" комплексы оказываются "родственниками" страхов. Что логично, ведь главный инструмент цензуры – наказание: делай так, а вот так не делай, иначе тебе достанется и будет неприятно. Поэтому "сбоящий комплекс" вплотную связан со страхом: поведенческая программа работает неадекватно, значит, риск "того, что будет неприятно" многократно повышается. А почему так происходит и как сделать, чтобы этот риск уменьшить – человек не осознаёт, и потому просто теряется в этой области поведения. Почему комплексы и называют "тормозами на пути к успеху": потому что человек ощущает себя так, что за то, что он делает – он получает от социума в лоб, а как делать иначе – ему непонятно, и даже за что и почему он получает в лоб – тоже неясно. Собственно, эти вопросы тоже решаются с помощью практического приложения психоаналитических методик к решению проблем, но это уже тема для индивидуальных консультаций.
 



© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

_________________
"Имеющие терпение способны создать шелк из листьев и мед из розовых лепестков."
Навои
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Комплексы.
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Мир магии и мантики :: ПСИХОЛОГИЯ, ПАРАСПИХОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ. :: Психология личности и отношений-
Перейти: